В силу ряда особенностей подростковый возраст иногда называют «конфликтным». Для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, обостренное чувство справедливости, максимализм, зачастую приводящие к конфликтам с окружающими. Подросткам также свойственно стремление к самостоятельности и признанию. Непонимание всего этого со стороны взрослых (чаще всего родителей) обусловливает протестное поведение, формирование «психологического барьера», трудности социализации. При отсутствии навыков эффективного разрешения возникающих трудностей и конфликтов подростки часто прибегают к агрессивным формам поведения, принимающим устойчивый характер в процессе стихийно-группового общения, в разного рода компаниях [Кон И.С., 1989; Перре М., Бауман У., 1998].
Выделяют следущие центральные механизмы формирования асоциального и агрессивного поведения:
- механизм идентификации - подросток открыт так или иначе внушению и манипулированию со стороны группы,наблюдение или
- социальное научение - истоки агрессивности подростков лежат в большей мере в отношениях между членами семьи, нравственной атмосфере,
В первую очередь, склонны к агрессии те дети, в семьях которых практикуются ссоры, отторжение ребенка либо его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п
В школе опыт агрессивного поведения может усваиваться через взаимодействие с учителем, особенно, если последний привык работать в исключительно авторитарном стиле.
Значительный вклад в формирование агрессивности молодежи вносят и современные СМИ.
Большое влияние на манифестацию подростковой агрессии оказывают алкоголь и наркотики (больше чем в 50% случаев).
На развитие и формы проявления подростковой агрессивности влияют и конституциональные индивидуально-личностные особенности – такие, как повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, наклонность к самовзвинчиванию и конфронтации
Агрессивным подросткам характерны и некоторые общие черты [Petermann & Petermann, 1994]:
- отсутствие стабильных дружеских отношений со сверстниками;
- преобладание эгоистически мотивированных действий;
- отсутствие чувства вины или раскаяния;
- дефицит позитивного социального поведения, включающего социальную поддержку, кооперацию, адекватное самоутверждение;
- искаженное восприятие социального взаимодействия;
- недостаточный самоконтроль в плане способности задерживать и обдумывать собственные агрессивные импульсы;
- неумение думать о других людях и недостаточная способность к сопереживанию, эмпатии [Сухарева Н.Ф., 2011] .
В целом, агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.