На третьем году жизни ребенок перестает быть младенцем, постепенно обретая самостоятельные формы поведения. Родители начинают воспринимать его уже, как более взрослого и отдельного, со своими индивидуальными характерологическими особенностями.
К трем годам, дети выходят в большой и многогранный мир социальных связей, оказываясь в фокусе внимания сторонних людей, в том числе разных специалистов.
Все это приводит к тому, что к ребенку предъявляются требования и ожидания со стороны микросоциума, в котором он растет и развивается, и если у ребенка возникают трудности, то родители начинают тревожиться и задаваться вопросами: «нормально ли это?» (те или иные проявления в поведении ребенка) и "что с этим делать?".
В дошкольном возрасте вся информация усваивается через сферу чувств и эмоций, поэтому все трудности маленьких детей в этой сфере и проявляются. А эмоциональное неблагополучие, в свою очередь, уже влияет, на другие сферы. Выявлено, что сильные эмоциональные переживания приводят к торможению развития ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. То есть, страдает когнитивная сфера: процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. А так же, КОММУНИКАТИВНАЯ, где могут проявляться страхи социальных контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками, агрессивность, негативизм или холодность. Сфера чувств в целом формирует ЛИЧНОСТЬ ребенка.
- Холодность и замкнутость сказывается на неспособности ребенка дружить и проявлять сочувствие по отношению к людям.
- Косвенно агрессия проявляется в постоянном нытье, капризах, упрямстве, прямая - в намеренном причинении ущерба другому человеку, группе людей или животному. Экспериментальные исследования выявили, что сверстники склонны избегать общения с агрессивными детьми, считая их непривлекательными.
- Причины агрессивного поведения могут заключаться в:
- нехватке родительской опеки и поддержки,
- недостаточном ощущении безопасности в отношениях конкретно с матерью,
- использование родителями строгих наказаний,
- вмешательства родителей в конфликты между братьями и сестрами, с наказаниями старших детей
- простое незнание детьми конструктивных способов урегулирования конфликтов.
- Страхи - эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания человеком надвигающейся опасности. Навязчивые страхи приводят к тому, что ребенок становится пугливым и нерешительным.
- Наиболее серьезный источник страхов: конфликтная атмосфера в семье, в данном случае ребенок испытывает очень сильные, беспредметные, неопределенные страхи.
Что делать родителю, обеспокоенному переживаниями и трудностями в поведении ребенка? Важно понимать, что главное условие гармоничного развития ребенка, в том числе сферы чувств и эмоций, - это благоприятная атмосфера в СЕМЬЕ. Необходимо проанализировать ситуацию, если нет открытых конфликтов меду членами семьи, возможно, есть холодность и отстранённость, что точно также негативно влияет на мироощущение ребенка. Возможно, в семье произошло какое-то психотравмирующее событие (например, смерть бабушки), а ребенка посчитали неспособным его осознать. А ребенок тем временем тревожится, не может выразить свои эмоции и получить поддержку.
Ребенок - это маячок личного и социального благополучия своих родителей, быть внимательными к детям - это значит быть внимательными и к себе, и к своей семье.