Публикации Вероники Бутовой

Подростковая депрессия и ее последствия
01-11-2016

Подростковая депрессия и ее последствия

Суицидальное поведение, по данным многочисленных исследований, считается характерным для подростков. При этом суициды у детей более раннего возраста довольно редки, поскольку суицид – это действие, преднамеренно направленное на лишение себя жизни и, соответственно, требующее определенного уровня развития мышления и самосознания. Само понятие смерти как категории, обозначающей конец жизни, окончательно формируется лишь у зрелой личности. В исследовании, проведенном на дублинских школьниках в возрасте 13-14 лет, было показано, что мысли о суициде появлялись у них в промежутке от 10 до 14 лет. Самоубийства как таковые обычно совершают подростки старше 13 лет, способные более эффективно планировать свое поведение, то есть суицид, в силу более зрелых когнитивных навыков [Райс Ф., Долджин К., 2014].

К особенностям подросткового и юношеского возраста относится также устойчивая тенденция к совершению повторных суицидальных попыток. Даже демонстративные суицидальные действия имеют склонность к повторению. При этом, действия подростков направлены не столько на самоуничтожение, сколько на восстановление нарушенных социальных взаимоотношений [Исаев Д.Н., 2004].

У индивидов без нарушений психического здоровья суициды обусловлены чаще всего нарушениями отношений с близкими, с семьей [Зверева Н.В., 2008]. В ходе исследования Dukes R. и Lorch B. были выявлены три основные особенности, характерные для подростков, которых часто посещали мысли о суициде: 1) плохие отношения с родителями и/или сверстниками; 2) ощущение беспомощности; 3) чувство неспособности оказывать влияние на свое будущее [Dukes R. и Lorch B., 1989г].

Дети из социально неблагополучных семей, где практикуется насилие и жестокое обращение, составляют одну из основных групп риска по суицидальному поведению. Сюда относятся и подростки, обучающиеся в школах для детей с девиантным поведением. С другой стороны, во внешне социально благополучных семьях к эмоциональной дезадаптации подростков часто приводит родительский перфекционизм – сосредоточенность родителей на теме достижений, склонность предъявлять чрезмерно высокие и нереалистичные требования к себе и другим, а также установка на недопустимости промахов и ошибок – в ущерб эмоциональной близости с ребенком [Холмогорова А.Б., Воликова С.В., 2012].

Выявлено, что подростки, воспитывающиеся одним из родителей, чаще совершают попытки суицида и заканчивают жизнь самоубийством, чем дети из полных семей [Weitoft G.R. et al., 2003]. Большинство авторов связывают подростковые суициды с привязанностью родителей к алкоголю и наркотическим средствам, напряженными отношениями между детьми и родителями, отсутствием родительского контроля [Райс Ф., Долджин К., 2014].

К личностным особенностям подростков, предрасполагающим к суицидальному поведению, относятся:
  • высокая эмоциональная реактивность и импульсивность;
  • перфекционизм;
  • высокий уровень социальной тревожности;
  • неэффективные стратегии совладания со стрессом;
  • личностные расстройства.

Среди специалистов принято считать, что суицидальные тенденции обусловлены, прежде всего, наличием депрессивного расстройства, а попытки самоубийств являются «барометром тяжести подростковой депрессии» [Blumenfeeld W., 1988].

Депрессию может спровоцировать утрата значимого другого (члена семьи, близкого друга), психологические травмы, наподобие испытанного унижения. Выявлено, что большое количество подростков, совершивших суицид, ранее подвергались сексуальному насилию.

Кроме того, ученые выделяют такой феномен, как подражательное самоубийство. Установлено, что знакомство с совершившим суицид не только усиливает ощущение потери, но и подталкивает к собственным размышлениям о самоубийстве. Влияние данного события особенно велико при его широком освещении в средствах массовой информации.

Возврат к списку